Бесплатные консультации
по телефону в Москве
8 499 350-44-96
Бесплатные консультации
по телефону в Санкт-Петербурге
8 812 309-56-81
Занять денег
Получите быстрый займ до 100 000 рублей в режиме онлайн

Как проводится взаимозачет дебиторской и кредиторской задолженности

В сложных экономических условиях рынка некоторые организации могут столкнуться с проблемой нехватки независимых оборотных ресурсов, как выйти из этого положения? Можно использовать взаимозачет дебиторской и кредиторской задолженности, не забывая при этом про нюансы анализа и налогообложения данной процедуры.

Рассмотрим, как можно провести взаимозачет, какие существуют основания и ограничения. Важно грамотно отразить учет расчетов дебиторских и кредиторских долгов, поэтому разберемся в основах и принципах формирования соответствующего отчета.

Взаимозачет дебиторской и кредиторской задолженности

Долговые обязательства могут быть прекращены в полном размере или в некоторой части по нескольким причинам, предусмотренным в российских нормативных актах (например, ликвидация компании должника или кредитора). Согласно ст. 410 ГК РФ, одной из причин завершения обязательства может стать взаимозачет требований по одному объекту обязанностей (денежные средства, имущество, услуги, работы, товары), вытекающих из сходных отношений.

Например, участники по договору должны совершить взаимную оплату за поставленную продукцию одной компанией и оказанные услуги другой. Здесь можно говорить об образовании похожих обязательств, заключающихся в оплате того или иного вида деятельности, и объект данных обязанностей у кредитора и дебитора общий – денежные ресурсы. Следовательно, можно произвести покрытие дебиторской задолженности кредиторской при единогласном согласии сторон. В случае возникновения спора, указанный метод применять нельзя. Кроме того, не получится совершить взаимозачет, если заимодатель переуступил свое право требования другой стороне, т. к. он перестает быть кредитором дебитора.

Зачесть один тип задолженности другим можно в следующих случаях:

  • срок исполнения требований уже прошел;
  • период погашения долга не был прописан в договоре;
  • обязательства должны быть исполнены в момент взыскания.

При этом для осуществления зачета просроченных требований необязательно иметь положительный ответ от второй стороны или акт сверки расчетов. Важным условием является подтверждение просроченного долга, размер которого может разным. Однако данную операцию проводят на наименьшую величину, поэтому у участника договорных отношений с большей задолженностью ещё останутся обязательства.

Внимание! В соответствии со ст. 319 ГК РФ, сначала оплачиваются расходы кредитора по приобретению исполнения, далее проценты и основная стоимость долга, если имеется нехватка встречных требований для полного закрытия обязанностей.

взаимозачет
Прекратить долговые обязательства можно путем проведения взаимозачета между организациями, при этом предмет обязательств должен быть одинаков, например, денежные средства.

Согласно ст. 411 ГК РФ, существует список ограничений при выполнении взаимозачета долгов, в который входят:

  1. Компенсация ущерба, нанесенного здоровью или жизни лица.
  2. Взимание алиментов на содержание детей.
  3. Пожизненное иждивение.
  4. Банкротов одной из сторон.
  5. Истек срок исковой давности по требованиям (составляет 3 года).

Для того, чтобы осуществить взаимозачет необходимо заявление одного участника и обязательное уведомление другого надлежащим образом (отправка извещения заказным письмом с уведомлением о вручении). Без должного уведомления контрагента суд может аннулировать взаимозачет долгов.

Порядок совершения данной операции может быть судебным или самостоятельным. Чаще стороны проводят зачет встречных требований сами: в одностороннем порядке или по договоренности. Кроме того, такие процедуры могут быть как двусторонние (участвуют две стороны либо инициатором является одна), так и многосторонние (задействовано более трех участников, связанных круговой задолженностью).

Последний шаг в оформлении указанного действия – составление специального акта. Этот документ относится к категории первичных, поэтому в нем должны быть отражены реквизиты сторон, соглашений и актов, по которым был совершен взаимозачет. Подписывает акт о взаимозачете главный бухгалтер.

Формы расчетов

Погашение долгов производится благодаря расчетным операциям, которые могут быть иногородние (между компаниями, чьи счета находятся в банках других городов) и одногородние (между компаниями, чьи счета находятся в одном городе). При этом формы расчетов дебиторской и кредиторской задолженности могут быть следующие:

  1. Расчеты по товарным операциям (за проданную продукцию, произведенные работы и т. п.) и нетоварным (денежные обязательства).
  2. Денежные и неденежные (расчеты по векселям, уступка прав требования, взаимозачет).
  3. Наличные расчеты (погашение долгов денежными средствами из кассы компании в пределах 100 000 рублей) и безналичные (происходят путем записей на расчетных счетах сторон, выделяют четыре формы: платежными поручениями, чеками, по инкассо и аккредитиву).

Рассмотрим подробнее формы безналичных расчетов:

  1. Платежными поручениями, т. е. финансовая организация должна по поручению лица перечислить конкретную сумму на счет другого из средств, находящихся на счете заявителя. Это простая и популярная процедура, которую предпочитают многие организации. Например, к такому методу прибегают при оплате поставленных товаров. При этом платежи могут быть срочными, досрочными или отсроченными.
  2. Чеками. Платеж производится благодаря ценной бумаге с поручением заявителя совершить платеж в отношении другого лица в указанной сумме.
  3. По инкассо. Банк обязан по заявлению лица совершить операции по получению от контрагента денежных средств за его счет. При этом предоставляются документы плательщику в том виде, в котором они были получены от взыскателя.
  4. По аккредитиву. Банк по заявлению лица открывает аккредитив и должен совершить платежи получателю и учесть, принять переводной вексель или позволить другой финансовой организации осуществить данную процедуру. Другими словами, происходит резервирование денежных средств для будущих расчетов с контрагентом. При этом аккредитив может быть депонированный или гарантированный, отзывной или нет.

Выбор той или иной формы для расчетов обусловлен природой хозяйственных отношений между сторонами, особенностью поставляемых товаров, методом доставки и отгрузки продукции, материальным состоянием компаний и их местонахождением. При осуществлении всех операций важно вести учет расчетов дебиторской и кредиторской задолженности.

расчеты
Для эффективного управления финансовыми потоками организации важно вести учет кредиторской и дебиторской задолженности на бухгалтерском балансе, при этом данные записываются на соответствующих счетах и субсчетах.

Порядок и принципы учета задолженностей

Необходимо вести учет дебиторской и кредиторской задолженности на специализированных счетах, чтобы держать под контролем материальное положение компании и управлять финансовыми потоками. Для этого используют бухгалтерский учет, где различные операции подтверждаются специальными проводками.

Как правило, для дебета обозначают счет с кредиторским долгом перед контрагентом: 60 или 76, а для кредита указывают 62, 66, 67, 70, 71. При этом открывают субсчета, на которых нужно дать подробное описание причин возникновения долгов. Все проводки совершают в день отправки документов второй стороне.

В отчете размер «дебиторки» указывают в графе 1230 бух. баланса, часто здесь нужно более детально расписать долг по каждой стороне, отобразив конкретные сроки погашения для понимания периода «просрочки». Кредиторская задолженность, исходя из времени погашения, должна быть зафиксирована в разделе 4 (для долгосрочных обязательств) или в разделе 5 (для краткосрочных).

Важно! Нужно внимательно следить за всеми сроками, чтобы не упустить момент, когда пройдет период давности. Так спустя 3 года после образования долгов, их можно списать и включить в состав внереализационных доходов.

Существуют определенные принципы учета кредиторской и дебиторской задолженности, следование которым поможет избежать многих проблем. К таким относятся следующие:

  • учет долгов на специальных счетах бухгалтерского документа;
  • достоверная оценка величин анализируемых задолженностей;
  • составление резервов на основе полученных сведений;
  • своевременное списание долгов;
  • оформление соответствующих актов по учету задолженности и списанию.

Порядок учета дебиторской задолженности заключается в точном распределении данных на соответствующих счетах в зависимости от видов расчетов (с покупателями, дебиторами, кредиторами, подотчетными сотрудниками и т. п.). Кредиторскую фиксируют на счетах, предполагающих отношение с поставщиками, персоналом и т. д.

Поэтому ведение дебиторской задолженности и кредиторской имеет большое значение для грамотного планирования расходов юридического лица и контролирования всех денежных операций с контрагентами. При этом необходимо оформлять соответствующие документы (акт инвентаризации, бухгалтерская справка, приказ).
Список проводок для составления бухгалтерского учета вы можете посмотреть на нашем сайте.

Заключение

Администрирование дебиторской задолженности и кредиторской является важным элементом работы бухгалтерского отдела. Правильное отображение данных обо всех видах обязательств, сроках и отношениях с контрагентами поможет не пропустить срок исковой давности и сформулировать надежную стратегию развития компании. Кроме того, благодаря такому учету можно произвести взаимозачет схожих долгов.

Добавить комментарий