Бесплатные консультации
по телефону в Москве
8 499 350-44-96
Бесплатные консультации
по телефону в Санкт-Петербурге
8 812 309-56-81
Занять денег
Получите быстрый займ до 100 000 рублей в режиме онлайн

Методы управления кредиторской задолженностью

Задолженность кредиторов является ни чем иным, как долгом предприятия, организации или банковского учреждения, отраженная в денежном выражении перед другими субъектами, взаимодействующими с данными контрагентами. Ими могут быть как физические лица, так и объекты, имеющие юридический статус. Чаще всего это поставщики и подрядные организации. В этот же перечень входят бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения и даже сотрудники. Кредиторка находит свое выражение в бухгалтерском балансе.

Стоит заметить, что часть задолженности кредиторов формируется при несвоевременной оплате за полученный товар или оказанные услуги. Это может обернуться для предприятия дополнительными расходами, так как за нарушение договорных обязательств могут быть наложены штрафные санкции, начислены пени по причине несвоевременных платежей в бюджет, а также неустойки из-за невыполнения обязательств перед продавцами. То же самое можно сказать и о судебных издержках из-за спорных долгов.

Определение

По сути дела, кредиторская задолженность предприятия является беспроцентным кредитом, который предоставляется иными организациями. Данная сумма на протяжении некоторого времени может находиться в обороте на законных основаниях, хотя она предприятию не принадлежит. При обычном раскладе кредиторская задолженность является примерно одинаковой величиной, которой предприятие вправе распоряжаться, хотя данная сумма может и не использоваться.

Задолженность дебиторов и кредиторов может быть краткосрочной, при которой срок ее погашения не больше одного года, и долгосрочной – когда данный период превышает один год. Эти суммы в статьях баланса отражаются отдельными цифрами.

Очень важно организовать своевременный контроль за деятельностью предприятия, не исключая его финансовую сторону. От правильности расчетов с контрагентами зависит функциональность субъекта хозяйственной деятельности, его рентабельность и финансовое благополучие.

Этапы эффективного управления

Эффективное управление долгами предприятия предполагает его оптимальную структуризацию. Основным этапом управления является составление бюджета кредиторской задолженности. При этом необходим стратегический подход к каждой конкретной сделке.

Следующий шаг – проведение качественного анализа данных и принятие определенных мер. Данный этап включает разработку практических мероприятий, проводимых с целью приведения долгов в соответствие с планом.

управление кредиторской задолженностью предприятия
Управление кредиторской задолженностью и ее верный учет поможет своевременному погашению, а впоследствии списанию долга

Методы и стратегии управления кредиторской задолженностью

Несмотря на то, что возникновение кредиторской задолженности в большинстве случаев не влечет за собой существенных затрат, а даже наоборот, представляет для предприятия определенную выгоду, все же ее необходимо своевременно выявлять и погашать. Именно этим обусловлена необходимость качественно управлять кредиторской задолженностью, используя современные методы, расчеты и финансовые инструменты.

Эффективное управление долгами предприятия обеспечивается внутренней финансовой политикой. Стоит учитывать, что в каждой организации своя структура, поэтому разработка стратегии по управлению кредиторской задолженностью должна осуществляться в индивидуальном порядке, а в некоторых случаях и для каждой конкретной ситуации.

За основу можно взять основные экономические показатели, систематизировать их и использовать в качестве плановых. Таким образом реально проконтролировать расчеты с кредиторами, получив четкую картину отношений с ними.

Оптимизация кредиторской задолженности позволяет проанализировать фактическое состояние финансовой деятельности предприятия, включая своевременность погашения долгов, после чего необходимо провести сравнительный анализ реальных показателей с плановыми.

Такой подход позволит не только увидеть отклонения от нормы, но и выявить причины их возникновения. После этого можно будет прибегнуть к разработке мероприятий по минимизации кредиторки и их применению.

методы управления кредиторской задолженностью
Наличие кредиторской задолженности не является благоприятным фактором для организации и существенно снижает показатели при оценке финансового состояния предприятия, платежеспособности и ликвидности

Задолженность кредиторов перед поставщиками играет особую роль, так как другие ее виды составляют незначительную долю в обороте предприятия. Кроме того, бюджетные платежи обязательного характера и расчеты с сотрудниками регулируются при помощи государственных рычагов, поэтому данными цифрами манипулировать практически невозможно.

Привлекать заемные средства следует так, чтобы не только не создавать дополнительных убытков, а наоборот, получить выгоду. При данном раскладе очень важно добиться оптимизации величины кредиторской задолженности. Это является основной задачей финансового отдела предприятия.

Почему она увеличивается и как этого избежать

Среди факторов, влияющих на величину кредиторки можно выделить:

  1. Объем партии товаров и периодичность поставок. Чем чаще закупать ТМЦ в мелких партиях, тем сумма задолженности в конце отчетного периода будет незначительней. При таком раскладе несложно добиться регулярных платежей.
  2. Договорные условия. В некоторых случаях, согласно договорных условий, поставщики получают право отгружать на склады покупателей лишние запасы товаров на конец отчетного периода, включая в договор поощрительный денежный бонус при условии закупки определенного объема продукции. При таком раскладе кредиторка нередко оказывается завышенной для покупателя.
  3. Соблюдение или несоблюдение финансовой дисциплины: контроль за исполнением платежей в срок.
  4. Возможность использования кредитных средств, полученных от банковских учреждений.
проблемы управления кредиторской задолженности
Ключевым аспектом оптимизации и минимизации управления кредиторкой является контроль материальных потоков, возникающих в ходе закупки материалов или сбыта продукции

Стоит заметить, что без принятия действенных мер в работе с кредиторами, учитывая продолжительность отсрочек, добиться минимизации кредиторской задолженности не удастся. Поэтому финансовый отдел должен держать ситуацию под контролем. Особенно это касается крупных закупок товара, отгружаемых большими партиями. В каждом конкретном случае должен быть разработан четкий алгоритм расчетов. Такой подход позволит избежать большой величины кредиторской задолженности.

Таким образом можно сделать вывод, что при управлении кредиторской задолженностью требуется стратегический подход.

Анализ кредиторской задолженности

Анализ кредиторской задолженности представляет собой отслеживание долговых сумм перед другими организациями с целью получения данных за отчетный период. Действие предполагает оценку всей деятельности предприятия при учете ликвидности финансов и частоты проведения расчетов.

Стоит заметить, что благополучие хозяйственного субъекта и его репутация зависят от того, насколько своевременно выполняются обязательства перед контрагентами. Поэтому стремление увеличить задолженность кредиторов на законных правах должно происходить только при учете интересов взаимодействующих сторон, в роли которых и выступают предприятия.

На основании данных анализа предоставляется возможность оперировать основной частью пассивов, которые находятся во временном пользовании предприятия. Его проведение осуществляется на основании бухгалтерской отчетности: баланса и формы № 5.  Для сопоставления динамики размера кредиторки с темпами дальнейшего функционирования предприятия и сопутствующими изменениями, целесообразно использовать данные формы № 2.

При проведении анализа состояния кредиторки применяется коэффициент ее оборачиваемости, который рассчитывается по формуле. Кроме того, учитываются затраты на производство и вычисляется средняя кредиторская задолженность по предприятию за определенный период.

управление внутренней кредиторской задолженностью
Анализ кредиторской задолженности дает представление о том, насколько эффективно используются организацией устойчивые пассивы, а также позволяет определить степень обеспеченности собственными средствами

Чем он может помочь

На основании данных бухгалтерской отчетности предоставляется возможным рассчитать ряд других коэффициентов с целью получения более точной информации о возможных аналогиях и взаимосвязях в динамике кредиторской задолженности.

Посредством данных анализа удается определить неоправданную задолженность кредиторов, то есть обнаружить отсутствие платежей, сроки которых прошли, но были предварительно оговорены в договорах. Кроме того, при анализе может обнаружиться долг по неотфактурованным поставкам. Возникновение данной ситуации обусловлено отсутствием первичных документов при фактически отгруженном товаре.

Общий анализ задолженности по предприятию предполагает определение динамики кредиторской задолженности: объем поставок и проведение расчетов в срок.

Немаловажным является то, что по истечению сроков давности исков по кредиту, должен учитываться такой показатель, как прибыль. Данная статья доходов имеет наименование невостребованной задолженности. Исковой период при обычных обстоятельствах истекает спустя три года.

Детальному анализу при этом подвергают все долги, в том числе депоненты и иные невыплаченные суммы. Время и причины возникновения долговых обязательств являются так же достаточно важными. При таком раскладе, с целью облегчения задачи, целесообразно пользоваться платежными календарями.

Основными задачами анализа задолженности по кредиту являются:

  • определение показателей кредиторки, которые отображают уровень сумм долговых обязательств спустя 3 месяца после закрытия кредита;
  • определение показателя оборачиваемости;
  • период закрытия кредита.

Заключение

Правильное ведение бухгалтерии и своевременное составление отчетности в разрезе долговых обязательств является важным условием для проведения качественной оценки финансовой деятельности предприятия.

В условиях рынка это очень важно, ведь современные предприятия могут подвергаться постоянным изменениям: они могут объединяться, расширяться, менять структуру и так далее.

Добавить комментарий