Страхование дебиторской задолженности

Взыскание дебиторской задолженности осуществляется в рамках финансовой политики предприятия. Контроль за состоянием дебиторки и отслеживание конкретных сумм предполагает поддержку контактов с контрагентами, выступающими в роли покупателей. К способам, позволяющим произвести расчеты за поставленные услуги или отгруженный товар относят не только непосредственную оплату по счетам, но и такие методы, как факторинг, векселя, проведение взаимозачетов и так далее.

Основной задачей большинства предприятий является не только достижение положительного финансового состояния, но и планирование результатов хозяйственной деятельности. Однако сделать это удается далеко не всегда, так как существует вероятность несвоевременных платежей по ряду сделок. Этим и обуславливается необходимость страхования дебиторской задолженности в качестве метода управления.

Что дает страхование дебиторской задолженности?

Страхование дебиторской задолженности осуществляется с целью страхования рисков от возможных финансовых потерь при несвоевременном поступлении средств от покупателей. Применение этого инструмента целесообразно в торговых организациях и на производстве, функционирующих в условиях жесткой конкуренции. Это обусловлено тем, что такие предприятия вынуждены повышать спрос на свою продукцию и идут на уступки покупателям при заключении договоров, принимая их условия.

Страхование дебиторки повышает финансовую свободу предприятия. На практическом опыте было отмечено немало случаев банкротства довольно крупных организаций. Причем в результате взаимоотношений между покупателем и поставщиками, которые работали по долгосрочным договорам с отсрочкой платежа, приходили к банкротству обе стороны.

Организациям, оформившим страховку, предоставляется возможным взять в банке более выгодный кредит. Сумма застрахованной дебиторки может выступать в качестве залога для банковского учреждения.

Договор страхования дебиторки заключается с целью проведения качественного анализа кредитных рисков, которые в конечном счете перекладываются на страховщика.

Кроме всего прочего, страхование дебиторки способствует развитию региональных рынков.

страхование дебиторской задолженности страховые компании
Страхование дебиторской задолженности является инструментом управления долгами компании

Недостаток подобного страхования — довольно высокая стоимость за его оформление. Подобные предложения за рубежом обходятся предприятиям гораздо дешевле. Размер страховки для контрагента, функционирующего на условиях отсрочки платежей, в процентном отношении варьируется от 0,9% до 9%.

Еще одним важным моментом выступает налоговый учет затрат по страхованию дебиторской задолженности. По статье 263 НК РФ при расчете налога на прибыль в список расходов не входят затраты по страхованию дебиторки.

Оценка кредитных рисков

Страховщик разрабатывает индивидуальные условия для каждого клиента с установкой определенного премиального процента и лимита. Перед этим агент подвергает анализу страховые риски организаций, которые имеют возможность работать на условиях отсрочки платежей. Данное условие по сути дела является основным для страховщика.

Оценка предприятия проводится с целью определения лимитов контрагентов. Проведение анализа начинается с продавца.

Для оформления страхования кредиторки требуется предоставление следующих документов:

  • информация о компании: юридический и физический адрес, виды деятельности;
  • запланированный объем продаж на следующий годовой период;
  • расшифровка убытков, появившихся при невыполнении обязательств перед предприятием других компаний за двухлетний период;
  • реестр дебиторки с истекающим сроком давности;
  • перечень организаций-покупателей, работающих на условиях отсрочки платежа.

Страховщик может затребовать отчетность, составленную по международным стандартам, при помощи которой будут подвергнуты оценке кредитные риски организации, что позволит страховщику подготовить условия страхования на взаимовыгодных условиях. Однако данное требование не обязательно к исполнению.

Помимо этого, анализируются текущие кредиты и управленческая система. В том случае, когда кредитная политика организации устраивает страховщика, предприятие и дальше будет подвергать контролю кредитные лимиты самостоятельно. Если же нет, то страховщик возьмется за исполнение данной функции, обязав организацию предоставлять массу отчетов. В результате затраты на исполнение договорных условий с компанией-страховщиком увеличатся.

страхование риска дебиторской задолженности
Только после оценки качества кредитного менеджмента и финансовой отчетности предприятия страховая компания приступает к оценке кредитных рисков покупателей и устанавливает им кредитные лимиты

К кредитному менеджменту страховая компания предъявляет следующие требования:

  • принятие решений должно осуществляться на основании внутриорганизационных положений;
  • наличие ответственных лиц за утверждение решений по кредиту;
  • систематизированы методы оценки кредитоспособности фирм-покупателей;
  • определенный порядок принятия мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • систематизирована система составления реестра старения дебиторки;
  • определение конкретной даты погашения дебиторки в договорных документах.

Оценка кредитных рисков – процедура платная и оплачивается непосредственно тем предприятием, которое желает застраховать кредиторскую задолженность.

Только после ее проведения предлагаются конкретные условия. В том случае, если обязательства застрахованы, а страховой случай не наступил, возмещение не производится.

Договор страхования дебиторской задолженности

договор страхования дебиторской задолженностиДоговор страхования дебиторки заключается между страховой компанией и предприятием, руководство которого считает нужным перестраховать свои доходы.

Период страхования при обычном раскладе составляет один год.

Предприятию, выступающему в качестве продавца, выгодно прибегнуть к данным мерам, если он имеет дело с новыми покупателями, работающими на условиях отсрочки платежа.

При этом кредитные риски по ним так же могут быть застрахованы и их так же можно будет включить в страховой договор.

Возмещение убытков при наступлении страхового случая

Стоит иметь ввиду, что многие страховщики отказываются возмещать убытки при наступлении страхового случая, ссылаясь на некоторые пункты, включенные в договор «между строк». Понять это бывает достаточно сложно.

В некоторых случаях добиться положенного результата удается через суд. Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуется выбирать только проверенные компании с хорошей репутацией. Для этого достаточно прочитать отзывы о ней на официальных ресурсах в интернете.

В идеале договор страхования должен содержать информацию и условия в соответствии со статьей 492 ГК РФ:

  • о имуществе, которое подлежит страхованию;
  • о вероятных страховых случаях, предполагающих начисление возмещения;
  • страховая сумма;
  • срок действия договора;
  • кредитный лимит;
  • правила страхования.

Контрагент должен предоставить компании список взаимодействующих предприятий. Если сумма возмещения выше лимита, предприятие получает право предъявить иск стороне, виновной в причинении вреда на сумму превышения. К числу особых условий можно отнести франшизы. Чем она больше, тем меньше страховка, однако убытки франшизы не подлежат возмещению.

Отдельного внимания заслуживает такой момент, как порядок уведомлений. К примеру, когда на данный период выделяется один месяц, то в случае просрочки платежа при отсутствии уведомления возмещение по страхованию может быть не выплачено. А просрочка при этом может быть обусловлена самыми разными причинами. В их числе не проведенные взаимозачеты и сверки, а также наличие претензий и спорных вопросов между контрагентами.

Какие бывают схемы страхования?

Минимизировать расходы возможно, правильно определившись со схемой страхования. Специалисты выделяют две схемы:

  • полисная;
  • генеральная.

Полисная схема предполагает наличие страховых полисов, выписываемых при каждой сделке, а также при поставках продукции с рассрочкой платежа. Оформление полиса осуществляется на основании заявления от организации-покупателя. В документе содержится информация об объеме отгружаемого товара, его суммарное выражение, наименование организации и номер товарной накладной.

На период выдачи страхового полиса выделяется два дня с момента выдачи документа. Что касается размера, то он представляет собой сумму, вычисленную в процентном отношении от общей стоимости застрахованной продукции.

При заключении страхового договора на год применяется генеральная схема, при которой отсутствуют страховые полисы. Особенностью данного вида страхования является процент уплаты премии, который может варьироваться от 50 до 70%. Расчет процента осуществляется от объема продаж за годовой период.

Добавить комментарий