Бесплатные консультации
по телефону в Москве
8 499 350-44-96
Бесплатные консультации
по телефону в Санкт-Петербурге
8 812 309-56-81
Занять денег
Получите быстрый займ до 100 000 рублей в режиме онлайн

Что такое муниципальный долг?

Отдельные субъекты – не единственная форма деления территории РФ. Каждый субъект дополнительно делится по округам, образованиям других подобных видов. На каждый такой объект назначаются свои местные органы власти, решающие наиболее значимые вопросы. Именно эти органы власти сталкиваются с обязательствами, являющимися частью муниципальных долгов. Управление задолженностями такого типа имеет свои нюансы и особенности. Рассмотрим подробнее, как происходит образование муниципального долга, что это такое и как он используется в качестве инструмента управления.

Общая расшифровка понятия

Что такое муниципальный долг?Муниципальными образованиями называют территории, находящиеся под местным самоуправлением. Они состоят из населенных пунктов: одного или нескольких. Если рядом с городом есть несколько поселков, то они тоже чаще всего относятся к данному объекту. МО может принимать участие в гражданско-правовых отношениях, вместе с обычными физическими лицами.

Обязательства, которые еще не были погашены – вот что собой представляет муниципальный долг. Формируется такая задолженность после оформления большого количества займов на определенные сроки. Максимальный срок для погашения обязательств, входящих в долг, равен 10 годам.

Имущество, формирующее муниципальную казну, является главным средством обеспечения. Потому предельный объем муниципального долга не должен превышать общую стоимость данного имущества.

Только средства местного бюджета могут использоваться для погашения данных видов долгов. За управление задолженностью отвечают представители местной администрации.

Основные задачи в данном направлении возлагаются на отделы по финансам и экономике местной администрации. Но можно создавать для этого и специальные подразделения.

Соблюдение гражданского и бюджетного законодательства – главное требование для тех, кто занимается подобными вопросами. Из-за этого условия решение проблем может усложняться, как и сама структура муниципального долга.

По поводу правовых основ

В Бюджетном кодексе есть специальная статья 14, как раз посвященная вопросам государственного долга. В ней описываются все основные моменты, возникающие в связи с долгами у МО.

Здесь можно указать несколько дополнительных моментов:

  • статья 100 Бюджетного кодекса описывает общую структуру муниципального долга, а так же говорит о максимальных сроках по обязательствам;
  • статья 107 дает ссылку на то, что максимальная сумма долга не должна превышать общий доход бюджета на протяжении одного года.

По сравнению с долгами юридических или физических лиц, муниципальная задолженность – понятие более точное. Но на практике у тех, кто пытается с этим разобраться, могут возникнуть определенные сложности. И даже Бюджетный кодекс не всегда дает точные ответы на вопросы.

Что такое муниципальный долг?
Параметры муниципального долга устанавливаются в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ

Разновидности

Муниципальные долги не могут включать обязательства абсолютно любых видов. Бюджетный кодекс четко описывает существующие правила и ограничения.

Какие долги могут составлять общий муниципальный:

  1. Гарантии. Появляются, если муниципалитет дает дополнительные гарантии при оформлении обязательств на третьи лица.
  2. Кредиты, выданные соответствующими организациями. У местных органов власти есть право договариваться с любыми банками: частными или коммерческими.
  3. Бюджетные кредиты. Это значит, что средства выдаются из федерального или краевого, областного бюджетов РФ.
  4. Ценные бумаги. Муниципальный долг обеспечивается и этим фактором.

Остальные разновидности долгов использовать для этой схемы нельзя. Статья 100 Бюджетного кодекса прямо указывает на это.

О существующих формах

Бюджетный кодекс РФ описывает достаточно точную классификацию муниципального долга. Его существование допускает использование одной из следующих форм:

  • долгосрочная погашается за период от 5 до 10 лет;
  • среднесрочная — от 1 до 5 лет;
  • краткосрочная — погашение занимает 12 месяцев, либо меньше.

Первоначальные соглашения не могут содержать сроки свыше 10 лет, это стандартное правило для всех. Внутренний муниципальный долг – не исключение.

Существует всего несколько факторов, которые надо учитывать при формировании задолженности:

  • номинальная стоимость ценных бумаг;
  • основная задолженность;
  • первоначальная полученная сумма.
Что такое муниципальный долг?
Одной из самых распространенных форм муниципального долга в России являются облигации жилищных и телефонных займов

Особенности и задачи управления

Долг МО – объект для управления со стороны государства, некоторых его органов. Федеральные органы занимаются регулировкой соотношения обязательств разного типа. То же самое касается структуры, доходности, времени действия. Среди важных моментов – срочность исполнения обязательств, создание ценных бумаг, условия с гарантией. Долг муниципального образования может существовать в форме обязательств любого характера.

Что касается управления задолженностью, то оно предполагает решение следующих задач:

  1. Выдача займов в достаточных суммах, чтобы были решены проблемы местных органов власти.
  2. Сохранение у основных долгов уровня, при котором дальнейшее развитие субъекта РФ не будет сталкиваться со сложностями.
  3. Снижение общих сроков погашения за счет продления договоров, уменьшения процентных выплат. Кроме того, допускается переходить к другим инвесторам, корректировать вектор по рынкам сбыта. Из-за этого меняется и верхний предел муниципального долга, расчет которого можно осуществить автоматически.
  4. Сохранение репутации органов власти на любом уровне. Они должны оставаться надежными заемщиками вне зависимости от сложившихся обстоятельствах.
  5. Сохранение нормального уровня важно для факторов предсказуемости, стабильности сферы, связанной с обязательствами.
  6. Сохранение эффективности средств, их целевого применения для решения конкретных задач.
  7. Координация по действиям всех структур, занятых на рынке долгов.
  8. Проведение грамотной диверсификации по текущим обязанностям с учетом того, какие условия действуют по текущим договорам. Когда долговые обязательства муниципального образования погашаются, это так же необходимо учитывать.

Чтобы управлять муниципальными задолженностями, требуется целый комплекс мероприятий. Они направлены на то, чтобы оптимизировать долговые отношения. Важным является создание благоприятных условий, в которых существуют структуры, развиваются дальнейшие события.

Дополнительная информация

Управление задолженностью бывает стратегического, либо оперативного типа. Первый вариант называют еще перспективным. Это значит, что задачи ставятся перед целым рядом руководящих органов и постепенно решаются ими же.

Органы власти исполнительного типа занимаются проектами по подготовке документального оформления решений и законов, связанных с процессом. Вопрос решается и на уровне местных, региональных властей. Вышестоящие органы могут одобрить эти документы, либо отклонить их. Они так же разъясняют, как рассчитать верхний предел муниципального долга.

Что такое муниципальный долг?
Управление муниципальным долгом — одна из важнейших составляющих деятельности органов местного самоуправления

Каждый год законодательство РФ корректируется по следующим нормам:

  • объемы средств, направляемые на своевременное погашение всех обязательств;
  • ограничения относительно внешних кредитов;
  • доступные источники, становящиеся объектами финансирования (здесь учитываются и средства, которые в будущем могут поступить от выпуска облигаций);
  • максимальные объемы для долгов всего государства.

Что касается задачи по оперативному управлению, то за него так же отвечают несколько структур, включая Внешэкономбанк, Минфин РФ, Правительство, ЦБ РФ.

Такие органы ответственны за решение следующих задач:

  • предоставление государственных гарантий, займов и так далее;
  • погашение задолженностей;
  • выполнение необходимой работы, позволяющей разместить облигации на вторичный рынок;
  • определение не только условий по функционированию кредита, но и момента его предоставления;
  • регулировка порядка, в котором выпускаются ценные бумаги и пускаются в обращение;
  • определение оптимальных условий для выпуска займов.

Муниципальные органы власти несут ответственность по решению таких же проблем, но на местном уровне.

Главное – с самого начала определить допустимые границы для существующего долга. Для объемов гарантий тоже должны быть установлены максимумы и минимумы. Особого внимания требует создание специальной программы по выпуску займа и дальнейшему его функционированию.

Отдельная программа создается для выпуска облигаций, других видов ценных бумаг. На вторичном рынке надо дополнительно контролировать котировочные цены. Выплата в дальнейшем осуществляется по графику, так же разработанному заранее, даже если верхний предел муниципального долга растет.

Структуры, объем рынка должны своевременно корректироваться, чтобы вся система работала как следует. Условия и реализация новых займов осуществляются так часто, как необходимо. То же касается обслуживания, покрытия существующих долгов. Иначе расходование доступных средств перестанет подчиняться контролю.

Заключение

Процесс управления государственными и муниципальными долгами имеет особое значение для организации, эффективной финансовой политики. У каждого из органов управления своя функция, помогающая решать различные задачи.

У муниципального долга множество своих особенностей. Важно учитывать эти особенности, чтобы не допустить нарушений по текущему законодательству. Те, кого признают виновными, в итоге могут быть привлечены к ответственности, а это приводит к дополнительным штрафам и ограничениям при дальнейшей организации деятельности. Из-за этого пострадает и само муниципальное образование, его дальнейшее развитие придется в очередной раз корректировать, чтобы возместить нанесенный ущерб.

Добавить комментарий