Списание просроченной и безнадежной дебиторской задолженности в бюджетном учреждении
Списание просроченной дебиторской задолженности (ДЗ) в бюджетном учреждении осуществляется на общем основании как для компаний государственного сектора, так и для негосударственных фирм. Также в компаниях может осуществляться разработка еще одних процедур по определению и контрольным функциям просроченного долга, который затем контролируется в бухучете по конкретным счетам.
Содержание
Особенности списания дебиторки в бюджетном учреждении
Инвентаризация долга дебитора осуществляется точно один раз за год предварительно перед подготовкой годовых отчетов. При этом выполняется проверка и корректировка сумм ДЗ и правомочность их отображения в учете как активов.
На предприятии могут проводиться другие процедуры по определению просроченного долга. К примеру, проверка каждый месяц остатков долга дебитора по контрагентам и срокам просрочки. Каждый квартал осуществляется подписание актов сверки с поставщиками, а также выполняется проверка реально имеющихся на сегодняшний день контрагентов, задолженность которых не возвращается в течение отчетного периода и многое другое.
В бухучете могут появляться такие виды просроченного долга, как:
- расчеты с покупателями продуктов и услуг;
- выданные контрагентам авансы;
- переплата зарплаты;
- выданные займы;
- расчеты с лицами под отчет;
- расчеты с гражданами, которые обязаны возмещать причиненный ущерб.
Просроченным долг становится в том случае, если должник не может погасить сумму, подлежащую к уплате, в период, который оговаривается договором или иной документацией.
Просроченный долг может являться безнадежным. Это означает, что задолженность вернуть нереально. Отображение сомнительного долга на счетах учета и в отчетности проводится в целях корректности даваемой информации о работе компании. Подобная задолженность не считается активом и обязана списываться.

Законом оговариваются такие ситуации, при которых ДЗ рассчитывается как сомнительная. Происходит это в следующих случаях:
- при прекращении работы контрагента;
- при смертельном исходе;
- исходя из решения госоргана, которое подтверждается актом;
- при возникновении событий, не зависящих от сторон договора, делающих осуществление обязательства невозможным;
- по истечении периода давности иска.
Справка. События, которые не зависят от сторон, могут означать ЧС, катастрофические ситуации, действия военного характера, стихийные бедствия.
Проводки
Списание безнадежной дебиторской задолженности в бюджетном учреждении представляет собой операцию, которой бухгалтеры занимаются постоянно. Порядок списания долга зависит от того, если ли у предприятия резерв по сомнительной задолженности. Если у фирмы имеется такой запас, то выполняется проводка: Д 63 К 62, 76 или других счетов.
Рассмотрим, как в бюджетном учреждении списать просроченную дебиторскую задолженность, если у предприятия нет резервов:
Д 91/2 К 62 – происходит списание в расходы.
Д 007 – списание долга, который учтен за балансом.
Сохранять документацию, которая подтверждает факт списания долга по дебиторке, для целей бухгалтерского учета необходимо не меньше пяти лет со дня списания просроченного долга перед организацией. На счете 007 обязан проводиться аналитический учет в позиции любого контрагента.

Забалансовые счета
Отражение списанного долга дебитора осуществляется за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Забалансовые счета для бухучета действуют таким же образом, как и для прочих. Так, зачисление будет отражено лишь по дебетовым оборотам, а исключение только по кредитовому обороту без корреспонденции счетов.
Проводка по 04 счету осуществляется, когда комиссия по списыванию долга дебитора выносит определенное решение. Количество денег на счете 04 отображается на протяжении всего периода, пока существует возможность взимания долга.
По просроченной дебиторской задолженности в бухгалтерском учете выполняются соответствующие записи:
Проводка | Описание |
Д 040110173 К 020500000 | Списывается задолженность, нереальная к взысканию |
Д 040120273 К 020600000 | Списание безнадежного долга дебитора по авансам |
Д 040110173 К 020700000 | Списание безнадежной задолженности по предоставленному кредиту |
Д 040120273 К 020800000 | Списание долга по взаимным расчетам с контрагентами |
Д 040110173 К 020900000 | Списание задолженности из-за того, что суд не признает виновность сделавшего ущерб или виновный признан неплатежеспособным |
Д 040110172 К 020900000 | Списание долга из-за нереальности установки виновного в нанесении ущерба, а также если данный убыток возмещался не в денежной форме |
Д 020900000 К 040110173 | Восстановление задолженности по ущербу в ситуации, когда виновное лицо покрывало причиненные расходы в тот период, когда долг дебитора уже признали безнадежным |

Предприятие может списывать долг, который невозможно взыскать, только если основания на это законодательно установлены. Но, после того, как произошло списание, нужно сделать периодичную проверку модификации статуса должника, для этого ДЗ все еще значится за балансом.
Как отражается дебиторская задолженность по доходам и расходам в балансе?
Дебиторская задолженность по доходам бюджетного учреждения представляет собой счета учета, на которых в балансе бухучета учитываются следующие расчеты:
- с дебиторами по прибыльным операциям;
- с дебиторами по бюджетному кредиту;
- по недостающим денежным средствам.
Дебиторская задолженность по расходам в бюджетном учреждении – это долг, признанный нереальным к взысканию на основании законодательства РФ, списанный с предприятия с отнесением на уменьшение финансового результата.
Невозможный к взысканию долг дебитора списывается на основе приказа руководствующего органа субъекта бюджетного учета. При этом субъект не может отчуждать имущественную собственность или распоряжаться ею другими способами без соглашения собственников.
Списание недостачи, которая отражает движение доходов и расходов организации, отражается записью в балансе:
Д 140110173 К 120900660.

Для того чтобы предприятие вовремя отражало все движения материальных и нематериальных средств, учреждения должны вовремя предоставлять информацию внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности. Это поможет эффективнее выполнять полномочия по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законов РФ.
Бухгалтерский учет на бюджетном предприятии проводится с помощью метода начисления, по которому получаются или выплачиваются финансы или их эквиваленты при подсчете, объединенном с реализацией указанных операций.
Заключение
Достоверная оценка активов баланса предприятия в большинстве своем зависит от реальной оценки долга дебитора при учете всех рисков не возврата долга. Для того чтобы оценить просроченную задолженность дебитора, нужно выявить момент ее появления, который обуславливается некоторыми условиями договоров. В документах определяется период оплаты за поставленную продукцию или за выполнение работы. Соблюдение правил учета и порядка списания долга дебитора в бухучете помогает избежать различных споров в период налоговой проверки.
Важно не допускать появления сомнительного долга дебитора, который придется в итоге списывать на прочие расходы, тем самым, сделав хуже для своей же фирмы. Долг в любом случае является негативной стороной для предприятия. В случае появления задолженности у компании существуют обязательства по погашению данной суммы, за счет чего идет перераспределение полученного дохода. Бюджетное учреждение должно контролировать краткосрочный или долгосрочный долг и по возможности списывать его в счет оплаченного.