Особенности правового регулирования государственного долга

Как часто в СМИ упоминается термин «государственный долг», «национальный долг» и «бюджетный дефицит»? Не обладая экономическим образованием очень тяжело разобраться в тонкостях и различиях этой сферы. Изучение механизма, который регулирует финансовую и правовую сферу, государственный кредит и долг – основа для понимания значимости госкредита и госдолга. Рассмотрим подробнее, что такое государственный долг страны и его виды.

Что такое государственный долг страны и его виды, формы и функции

Нормы, закрепленные в БК России, гласят, что государственный долг образуется из задолженности, полученной из государственных займов и не только, которые принимает на себя государство, либо его субъекты. Регулирование механизма госдолга происходит по положениям БК РФ и осуществляется Правительством РФ и, по его одобрению, МинФином РФ.

Государственный долг — слияние полученных, но не закрытых гос. займов, которые требуется оплатить с учетом процентов до определенной даты или спустя установленный период.

Существует два вида госдолга:

  1. Капитальный государственный долг – это полная совокупность полученных и не погашенных задолженностей страны вместе с процентами, которые начислены по ним на установленную дату.
  2. Под текущим государственным долгом понимают, что формирование его производится из трат на оплату дохода заемщикам по всем гос. задолженностям и выплате долгов с истекшим сроком.

Национальный долг страны состоит их федеральной задолженности (Правительства РФ), госдолга субъектов федерации РФ и обязательств муниципалитетов.

Особенности правового регулирования государственного долга
Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»

По видам валюты выделяются внутренний (в руб.) и внешний (в иной валюте) обязательства:

  1. Внешний долг – обязательства перед другими странами, предприятиями, лицами. Эта задолженность обременяет государственные финансы, поскольку расплачиваться приходится ценными ресурсами, продукцией, услугами, для закрытия обязательств и начисленных процентов. Когда суммы оплаты задолженности формируют 20-30% дохода от деятельности внешней экономики, то государство заносят в перечень должников и новые займы не дают столь охотно.
  2. Внутренний долг – обязательства перед гражданами страны, денежные задолженности правительства государства перед предприятиями и жителями страны.

Существуют также формы внутреннего государственного долга:

  • кредитные договоры, подписанные от имени государства как занимающей стороны;
  • государственные кредиты, которые формируются выпускаемыми ЦБ;
  • соглашения на бюджетные ссуды и кредиты иных ступеней бюджета страны;
  • соглашения о получении Россией гос. гарантий;
  • международные соглашения, подписанные от имени страны по пролонгациям и реструктуризации задолженности прошлых лет государства.

Задолженность может быть краткосрочной (до года), среднесрочной (от года до пяти) и долгосрочной (больше пяти лет и до тридцати лет). Они выплачиваются по нормам кредита, но не больше 30 лет.

Особенности правового регулирования государственного долга
Внутренний и внешний государственный долг — наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования

Функции государственного долга:

  • фискальная – формировать финансовую основу страны;
  • стимулирующая – обеспечивать стабильность экономики.

Читайте также, что такое долговые ценные бумаги, чем они отличаются от долевых.

Как функционируют мировые рынки долговых ценных бумаг, расскажет этот материал.

Структура внешнего госдолга РФ, текущие объемы и динамика

Структура внешнего государственного долга Российской Федерации представлена в таблице ниже, данные предоставлены на 01.12.17 г.

Вид задолженности Млн. долларов США
Объем государственного долга России (внешний) 51172,4
Перед двусторонними кредиторами 594,3
Перед многосторонними кредиторами 684,2
По внешним облигационным займам 38202,6
По ОВГВЗ 3,2
Прочие 20,3
Госгарантии РФ 11667,8

Динамика госдолга РФ, к сожалению, не утешительна. Внешняя задолженность РФ держит быстрый темп в направлении увеличения. Правительство планирует сдвинуть даты оплаты по облигациям на поздние, что позитивно скажется на финансах государства. Помимо прочего правительственный аппарат продолжает утверждать, что показатели долга далеко не критичны.

Тем не менее внешние обязательства Российской Федерации стабильно увеличиваются. В 2018 году власти государства продолжат наращивание задолженности, это прописано в планировании бюджета. Пределы государственных обязательств запланированы на границе 71 млрд. долл. США, а это на 20 млрд. выше 2017 года.

Особенности правового регулирования государственного долга
Внешний долг РФ с 2000 года по март 2017 года по данным ЦБ РФ

Динамика государственного внутреннего долга так же неблагоприятна: в 2018, если сравнить с 2016 годом, он увеличится до 12 788,4 млрд. рублей.

При этом, несмотря на неутешительную картину (стабильное увеличение долга выше уровня ВВП), МФ РФ утверждает, что госфинансы достаточно устойчивы. По окончании 2018 года внешние обязательства будут на уровне 15,7% ВВП, что значительно меньше кризисной границы в 20%. Более того, существует план реструктуризации обязательства, призванный уменьшить давление на гос. финансы.

Особенности правового регулирования государственного долга

Правовое регулирование задействования и применения кредитов от других государств производится на основании ряда нормативных актов и постановления ВС РФ №2815-1 от 22.05.92 г.

Управление госдолгом – это сочетание норм и способов погашения доходов заемщикам, кредитов и займов, а так же других задолженностей, регулирование условий размещения обязательств. Эти действия совершаются правительством, а работу по займам осуществляет ЦБ РФ. Он же платит доходы и выплачивает задолженности, а так же осуществляет размещение долговых обязательств.

Под реструктуризацией задолженности БК РФ понимает завершение обязательств, составляющих госдолг, и замена их иными обязательствами с другими условиями обслуживания и погашения. Реструктуризация может быть совершена со списанием (уменьшением) основной задолженности.

Стоимость расходов на работу с задолженностью, подвергаемой реструктуризации, не включена в размер расходов по работе с долговым обязательством в текущем периоде в случае, когда она включена в совокупный объем обязательств к реструктуризации.

Особенности правового регулирования государственного долга
По сравнению с другими зарубежными странами, правовое регулирование государственного долга в России прямо не закреплено в Конституции РФ

Информация о номинале задолженности иных государств либо юрлиц из других стран перед Российской Федерацией формируется по окончании финансового года в виде бумаг и сведений для проекта ФЗ об исполнении бюджета за прошедший год.

К каким последствиям приводит рост госдолга?

Все виды долгов государства несут в экономический сегмент страны негативные последствия. Но экономисты уверяют, что наименее неблагоприятен внешний долг.

Какие же негативные последствия влечет за собой внешний государственный долг:

  1. Государство вынуждено передавать в иные государства для оплаты долга ценное сырье, продукцию, услуги. Как правило, оплата задолженности производится золотовалютными резервами. Не стоит забывать про проценты, которые увеличивают сумму выплаты.
  2. Государство, предоставляющее займы, выносит условия, которые не всегда приемлемы.
  3. Чем больше долг, тем ниже престиж страны перед иными государствами.

Последствия накопления внутреннего государственного долга включают:

  1. Государственный долг может привести к экономическим последствиям для граждан страны: перераспределению нац. дохода к обеспеченным слоям населения.
  2. Выплата процентов негативна для граждан страны, ведь их выплата производится за счет налогоплательщиков.
  3. Повышение ставок по налогам провоцирует увеличение социальной напряженности, демотивирует граждан трудового возраста.
  4. Внутренние обязательства вызывают уменьшение капитала.
Особенности правового регулирования государственного долга
Страна, имеющая большой внешний долг, вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам

Основные методы и способы погашения

Перечислим источники погашения государственного долга:

  • рефинансирование – оформление доп. займов для выплаты уже имеющихся задолженностей;
  • конверсия – преобразование уровня процентов по долгам;
  • консолидация – продление периода по долгам, которые были получены раньше;
  • отсрочка (внесен запрет БК РФ);
  • унификация – слияние нескольких кредитов, займов в единый;
  • аннулирование государственного долга — это процесс, когда страна отказывается от всех обязательств по ранее полученным займам (нет в БК РФ);
  • реструктуризация – окончание обязательств по задолженности, замена другими, изменение условий работы с займами либо оплаты задолженности, с помощью заключения соглашения.

Методы и способы погашения государственных долговых обязательств регулируются БК РФ и осуществляются правительством РФ.

Политика РФ по вопросам урегулирования внешних долговых требований мало чем отличается от методик в других странах. Основные способы — это привлечение финансов из-за границы и реструктуризация госдолга. Государственный долг покрывается преимущественно за счет привлечения иностранных финансов и займов.

Особенности правового регулирования государственного долга
В соответствии со ст. 106 БК РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга

Что такое дефицит бюджета?

В момент подписания бюджета может проясниться, что его расходы превышают доходы, т.е. сформировался дефицит бюджета. В мире принято считать, что безопасный дефицит не больше 3% от ВВП.

Если очередной бюджетный год принят с дефицитом, то сразу формируются источники для его финансирования:

  1. Внутренние:
    • кредиты от организаций, в рублях;
    • гос. займы, при помощи выпуска ЦБ РФ.
  2. Внешние:
    • гос. займы в валюте иных государств для РФ;
    • кредиты от иностранных государств, юрлиц и финансовых организаций международного уровня в валюте других государств.

Кредиты Банка РФ и выкупленные Банком РФ долговые обязательства РФ при их первом размещении не могут являться механизмом урегулирования международной внешней задолженности для дефицита бюджета, поскольку это было бы финансирование дефицита за счет денежной эмиссии.

Государственный долг и дефицит государственного бюджета тесно взаимосвязаны, к примеру, гос. займы – основные источники для погашения дефицита бюджета. Если выяснился бюджетный дефицит – госдолг страны увеличивается, поскольку правительству приходится получать дополнительные кредиты для покрытия расходов. Таким образом, государственные расходы и государственный бюджет взаимозависимы.

Требуется заметить, что на данный момент практически все страны вынуждены признать значительный рост государственных обязательств. Объяснить эту аномалию можно хроническим дефицитом госбюджета.

Заключение

Для любой страны основное стремление – достичь бюджетного баланса, но, тем не менее, бывает, что дефицит бюджета работает в качестве инструмента для экономического управления в регулировании в макроэкономике. Потому профессиональные манипуляции дают возможность с его помощью произвести решение перечня проблем в социальной сфере и экономике. Но при этом важно, чтобы дефицит не продлился слишком долго.

Добавить комментарий